Правила пребывания ребёнка в детском саду
Памятка для родителей
- Родители обязаны приводить ребенка в детский сад до 9.00 и передавать его лично в руки воспитателю.
- Запрещается отправлять ребенка одного в детский сад. Родители обязаны забирать своих детей из детского сада только сами. Утром и вечером Вы должны увидеть воспитателя, чтобы узнать о самочувствии Вашего ребенка, о том, как он занимался и играл.
- Запрещается забирать детей из детского сада братьям и сестрам моложе 14 лет.
- Если Вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевальной комнате до ближайшего перерыва.
- Если Ваш ребенок не посещает детский сад по болезни или другой уважительной причине, необходимо обязательно предупредить администрацию или воспитателей. Вы должны иметь справку от врача, если ребенок не посещал детский сад более 5 дней.
- Родители обязаны опрятно одевать своего ребенка.
- Ребенок должен иметь при себе: носовой платок, смену нижнего белья, носки или колготки. Одевайте детей по погоде, вещи должны иметь личные метки.
- Ребенок в группе должен находиться в облегченной одежде: девочка – платье с коротким рукавом, носки; мальчик – рубашка с коротким рукавом, шорты, носки.
- Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, колющих, режущих предметов, а также драгоценных вещей.
- Просим Вас не давать ребенку в детский сад жевательную резинку.
- Не нужно давать детям в детский сад фрукты, сладости. Это является нарушением санитарно-гигиенических требование СЭС (санэпидемстанции) и может повлечь за собой вспышку кишечных заболеваний.
- Не учите детей «давать сдачу» обидчику, драться с другими детьми. Это противоречит нравственным нормам общения людей.
Первые дни — адаптация к саду
Адаптация ребенка к детскому саду – это нелегкий, но очень важный процесс. В норме он протекает от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Готовиться к переменам желательно заранее: познакомить малыша с режимом дня в саду, расширить круг общения, развивать навыки самообслуживания. На успех адаптации значительно влияет отношение родителей к саду, ведь психологическая готовность и уверенность мамы передается крохе. Помните, что в это время ребенок особенно нуждается в заботе и поддержке.
Чтобы облегчить процесс адаптации, родителям стоит заранее начать готовить малыша к новому этапу его жизни. Сделать это можно следующими способами:
- Соблюдайте режим дня, который принят в садике (дневной сон, прогулки и т.д.);
- Приучайте к самостоятельности;
- Иногда оставляйте малыша с кем-то из родственников или друзей. Так ребенок поймет, что в отсутствии мамы он тоже находится в безопасности;
- Приобщайте кроху к общению со сверстниками (почаще ходите в гости, гуляйте вместе с другими малышами);
- Разговаривайте с ребенком про садик. Расскажите, как там весело и интересно;
- Играйте в детский сад, придумывайте про него сказки;
- Если Вы заранее знаете, в какую группу попадет Ваш малыш, попросите воспитателя познакомиться с ним на нейтральной территории (например, на детской площадке).
На протяжении периода адаптации ребенку приходится особенно нелегко, поэтому родителям в это время очень важно правильно вести себя, поддерживая кроху и хваля его даже за незначительные успехи.
- От того, как относятся к необходимости вести ребенка в сад взрослые, во многом зависит протекание адаптации. Уверенность и спокойствие мамы передается малышу.
- Не исчезайте внезапно и не обманывайте малыша. Иногда родители боятся не справиться с собственными переживаниями при расставании с крохой, поэтому, как только ни о чем не подозревающий ребенок заходит в группу, они быстро исчезают. Такая неизвестность очень сильно пугает малыша. Приведя ребенка в сад, обязательно скажите, что сейчас Вы уйдете по делам, но скоро обязательно за ним вернетесь. Будьте конкретны и откровенны (например, «Я иду на работу, а ты пока поиграешь с ребятами. После обеда за тобой приду»).
- Время пребывания ребенка в детском саду должно увеличиваться постепенно. Воспитатель, наблюдая за малышом, подскажет Вам, когда он будет готов остаться на обед, а затем и на дневной сон.
- Если воспитатель не против, дайте малышу с собой небольшую игрушку или другую вещь, которая будет служить ему напоминанием о доме.
- После возвращения из садика постарайтесь проводить с ребенком побольше времени, занимаясь любимым вами вещами.
Режим дня
Стандартный распорядок дня в детском саду рассчитан на 12 часов, которые ребенок проводит в стенах дошкольного заведения. Внесение каких-либо корректив осуществляется с учетом климатических условий, географического положения, других факторов. Режим составляют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН. Основные положения:
- В детском саду предусмотрено четырехразовое питание с временным интервалом 4 часа между трапезами.
- Предусмотрено 2 прогулки на свежем воздухе – в первой половине дня и после дневного сна. В общей сложности гулять с детьми требуется 3–4 часа. Время пребывания на улице сокращается при температуре ниже –15 °С и скорости ветра от 7 м/с.
- Согласно расписанию дня, время дневного сна составляет 2–2,5 часа, при этом воспитатель должен присутствовать в спальне и следить за спящими детьми.
- Требуется проветривать помещение менее 10 мин. через каждые 90 мин. При отсутствии детей организовать проветривание за 30 мин. до их прихода с улицы или занятий. Температура воздуха не должна опускаться более 2–4 °С, важно избегать сквозняков.
- Постельное белье в детском саду требуется менять минимум 1 раз за неделю (согласно графику).
- В холодный сезон воспитатель должен встречать детей утром в группе, при теплой погоде – на улице (на групповой площадке).
Занятия по физическому развитию проводятся не менее 3-х раз в неделю. Их длительность составляет от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы. Летом такие занятия рекомендуется проводить на открытом воздухе.
Помимо занятий по физическому развитию используются и другие формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры и др.
Прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание не принимаются. Если ребенок заболел в течение дня, его изолируют от здоровых детей (размещают в изоляторе) до прихода родителей.
Распорядок дня в детском саду зависит от возраста ребенка, специализации дошкольного учебного заведения, других факторов на усмотрение воспитателя (руководства). Занятия, требующие повышенного умственного напряжения детей, проводят в первой половине дня, чередуют с физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством. Это важно, чтобы не перегружать ребенка, сделать его всесторонне развитой личностью на радость папе и маме.
Одежда и обувь в детском саду
Выбор вещей для детского сада – ответственное и волнительное мероприятие. Важно многое предусмотреть, чтобы обеспечить малышу комфорт и положительные эмоции не только во время пребывания в группе, но и на прогулках.
Примерный комплект одежды для детского сада включает:
нижнее белье (маечка и трусики)
колготки и носки (по сезону)
пижама
комплект для спортивных занятий (футболка и шортики)
футболки, регланы, гольфики (с коротким и длинным рукавом соответственно)
юбочки, леггинсы или штаники
теплая кофточка
верхняя одежда для прогулок по сезону
головной убор по сезону
варежки или перчатки
На случай различных «аварий» в шкафчике малыша обязательно должен находиться комплект запасной одежды (трусики, маечка, футболка или реглан, колготы или носки, юбка или штаны).
Выбирая вещи, стоит обязательно обращать внимание на предпочтения малыша, ведь ему будет гораздо приятнее учиться самостоятельности, надевая футболку или юбочку с любимым сказочным персонажем, милым котиком или забавным роботом.
Верхняя одежда должна быть еще и удобной:
Легко одеваться и сниматься, позволяя ребенку быстро собираться на прогулку.
Быть из непромокаемых, непродуваемых, но при этом «дышащих» тканей, которые защитят ребенка в холод, но не дадут ему вспотеть при активных играх.
Иметь резинки-манжеты на рукавах и штанинах. Это обеспечит не только тепло, но и будет препятствовать попаданию песка, снега и задуванию ветра.
Комплекту из куртки и штанов лучше предпочесть слитные комбинезоны (или полукомбинезоны), потому как они более удобны для активных игр (не задираются, не спадают, не давят).
В качестве поддевы стоит выбрать флисовую кофту либо шерстяную тонкую водолазку вместо толстенных свитеров, в которых ребенок непременно вспотеет.
Альтернативой привычным головным уборам может стать шапка-шлем, в которой и ушки и шея малыша будут надежно закрыты.
Варежки лучше выбирать из непромокаемых материалов: они не дадут ручкам замерзнуть, и сохнут гораздо быстрее вязаных вариантов, а удлиненные модели не допустят попадания снега в рукава.
Важно, чтобы вся обувь была по размеру (не мала и не слишком велика) легко одевалась и снималась. Лучше, если застежки будут в виде липучек, в крайнем случае – замка, но не на шнурках или пряжках.
Здоровье ребёнка
Здоровье ребенка — самое ценное, что может быть у его родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей — это ценность и для нашей страны в целом. Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.
Главная цель дошкольного образовательного учреждения формирование здоровья детей, а следовательно, формирование здоровьеукрепляющего пространство в ДОУ. Основой для построения всей жизнедеятельности детей в детском саду, прежде всего, заботливое отношение, создание для них спокойной, уютной, доброжелательной обстановки. Помещения детского сада отвечают принципам эстетики и эргономики. Немаловажным является и состояние территории детского сада.
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.
Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования, комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.
Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
Технологии физкультурно-оздоровительного блока активно изучаются и используются воспитателями. Важно и в этом направлении соблюдать меру. Эффективными оказываются технологии, которые применяются регулярно. Поэтому следует определиться с несколькими методиками, составить план занятий с ними на текущий учебный год и подготовить инвентарь. Можно «разделить» технологии в педколлективе: логопед проводит дыхательную гимнастику и офтальмотренаж, воспитатель обучает самомассажу и ходьбе по сенсорным дорожкам, музыкальный руководитель — пальчиковым играм.
Мероприятия и праздники
Именно игровая форма наиболее эффективна в раннем дошкольном возрасте. В игре у детей белее ярче раскрываются способности. И в наших развлечениях и праздниках игра занимает почётное первое место, и делит она его с музыкой. Разве праздник или развлечение может быть без музыки?
Все развлекательные мероприятия в детском саду, включая праздники, должны нести в себе, красочность, эмоциональность, наделять детей яркими впечатлениями, пробуждать положительные чувства и эмоции, способствовать раскрытию индивидуальных способностей и всестороннему развитию детей.
Развлечения и праздники - это фундамент для обучения и развития детей. Они позволяют закрепить умения и навыки, формируют больший интерес и желание познавать всё вокруг себя. А для детей раннего возраста, проведение такого рода мероприятий просто необходимо.
Благодаря развлечениям и праздникам, дети быстрее раскрываются, становятся более общительными и активными. Из простых слушателей и наблюдателей дети плавно, сами того не замечая, становятся главными участниками.
Главной целью для нас в нашей работе с детьми раннего дошкольного возраста является создание эмоциональной среды детей. Эмоциональной среда не должна раздражать, она должна быть спокойной, лёгкой и в тоже время благоприятной для восприятия детей, вызывать радость, положительные эмоции.
Так как большую роль во всестороннем развитии детей играют зрительное и слуховое восприятия детьми мира вокруг себя, большое внимание при проведении развлечений и праздников необходимо уделять оформлению группы и музыкальному репертуару того или иного мероприятия. При этом нужно обязательно учитывать не только вкусы и предпочтения самого воспитателя, но и в первую очередь способности детей.
Безопасность
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками.
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения.
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет.
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребенка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребенка воспитателю соседней группы, другому сотруднику и пр.
Для обеспечения безопасности детей в ДОУ имеются:
- металлические двери;
- тревожная кнопка;
- система пожарной сигнализации;
- план эвакуации детей.
- видеонаблюдение
В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары;
- вопросы рассматриваются на педагогических советах;
- создана соответствующая развивающая среда;
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности;
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности;
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности;
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ на случай возникновения пожара.
В ДОУ разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя :
- проведение родительских собраний;
- оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п.).
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
- Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
- Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
- Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.