Конспект занятия воспитателя старшей группы по формированию предпосылок финансовой грамотности "Путешествие в страну денег"
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать у детей представление о деньгах с точки зрения их внешнего вида, свойств и качеств;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: монета, купюра, пластиковая карта , банкомат;
- развивать коммуникативную деятельность детей ;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к деньгам.
Предварительная работа: показать детям реальные монеты, купюры и банковские карты, чтобы подержав их в руках, дети поняли, что монета металлическая, а купюра бумажная. Провести беседы дома и в детском саду на тему «Откуда берутся деньги», «Для чего нужны деньги».
Методические приёмы:
- словесные: беседа, вопросы поискового характера, индивидуальные ответы, поощрение;
- наглядные: просмотр мультфильмов, рассматривание монет, купюр и банковских карт,
- практические: опыты, физминутка, д/игра «Что можно купить за деньги?»
Материалы и оборудование:
демонстрационный: коробка с деньгами (монеты, купюры), поднос, д/игра «Что можно купить?», интерактивный лэпбук по финансовой грамотности «Копейка рубль бережёт», телевизор для просмотра мультфильмов «Как делают деньги?», «Что такое банкомат?» (Фиксики - советы), CD c песней «Солнышко лучистое» для физминутки, кошелёк с настоящими монетами, купюрами, пластиковой картой;
на каждого ребенка монеты и купюры из бумаги, тарелки с водой; мольберт, мел.
Ход занятия
Дети стоят на ковре, воспитатель входит.
В: Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Михайловна, я работаю с маленькими детками. А к вам я пришла в гости. Хотите со мной поиграть.
Д: Да.
В: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и я приглашаю вас в путешествие в необычную страну, в страну денег! А чтобы путешествие было удачным и всё у нас получилось скажем волшебные слова:
« Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»
В: Я пришла к вам не с пустыми руками,
Принесла для вас коробочку.
Послушайте звук и определите, что здесь ( потрясти самой и дать детям)
Д: Деньги
В: Надо проверить (открывает). И, правда, деньги. ( Высыпает деньги на поднос, лежащий на ковре)
В: Какие у нас тут деньги? (Предлагает детям взять монеты и купюры в руки и назвать их.)
Д: Называют деньги ( 5 рублей, 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей и т.д.)
В: Одним словом, всё это что?
Д: Деньги!
В: Сегодня мы поговорим с вами о том, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда они берутся.
Как деньги называются в нашей стране?
Д: Рубли.
В: ( Показывает 1 рубль) Ребята, что это?
Д: Монета.
В: Покажите у кого монета.
Из чего она сделана?
Д: Из металла.
В. Какой она формы?
Д: Круглая.
В: Если в руке несколько монет, какой звук они издают?
Д: Складывают монеты одному ребенку( он звенит монетами)
В: Молодцы, веселый звон у нас получился. И так монеты из чего сделаны?
Д: Металла.
В: Значит они какие?
Д: Металлические.
В: Показывает купюру( Просит детей показать) Из чего они сделаны?
Д: Из бумаги,
В: Правильно, из бумаги и называются они купюры, предлагает детям повторить.
Какой формы купюра?
Д: Прямоугольной.
В: Какой звук издает купюра?
Д:Шуршит, шелестит, хрустит.
В: Чем отличаются купюры от монет?
Д: Купюры - бумажные, монеты — металлические. Купюры шелестят, монеты звенят. (положить деньги на поднос)
В: А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Д: Дети высказывают свое мнение.
В: А может мы это проверим? Продолжим наше путешествие в лаборатории.
(Переходят в лабораторию, становятся у столов)
Как настоящие исследователи результаты опытов мы будем заносить в таблицу. (на мольберте «монета — купюра»). Так как купюра сделана из бумаги, для опыта будем использовать бумагу.
Опыт 1. Проверим купюру и монету на прочность. Попробуем их порвать. Давайте порвём купюру. Купюра рвётся?
Д: Да.
В: А монету мы можем порвать?
Д: Нет.
В: Монета прочная. Поставим ей плюс. (может ставить ребенок)
Опыт 2. Опустите купюру в воду. Что происходит?
Д: Она намокает.
(В: Что с ней произойдет?)
Д:Она раскиснет и развалится.
В: Теперь опустим в воду монету? Что произошло?
Д: Ответы детей.
В: Кто в этом опыте выигрывает?
Д: Монета
В: Ставим плюс монете
Опыт 3.
В:Давайте определим, что легче монета или купюра?
Возьмите на одну ладошку монету, а на другую купюру- бумажку. Что тяжелее? Может подуем, что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? Что выигрывает в этом опыте?
Д: Купюра.
Опыт 4.
В: А сейчас проверим, что удобнее носить в кошельке.
Положим в кошелёк купюры и монеты. Потрясём, что получилось?
Д: Монеты упали.
В: Сделайте вывод, что удобно носить в кошельке?
Д: Купюры.
В:Посмотрите на нашу таблицу, посчитайте плюсы у монеты и у купюры. Кто выиграл?
Д: Ничья.
В: Совершенно верно по одним свойствам выигрывает купюра, по другим монета. Какой вывод сделаем?
Д: Нам нужны и монеты и купюры.
В: Продолжаем наше путешествие. Я приглашаю вас на солнечную полянку.
Физминутка под музыку «Солнышко лучистое». (3,40с)
В: Молодцы, зарядились энергией солнышка и продолжаем наше путешествие. Я приглашаю вас в кинозал, присаживайтесь на стульчики.
Ребята, а чем купюра отличается от просто бумажки?
(Показывает купюру и бумажку размером с купюру)
Д: Купюра с рисунком, а бумажка белая.
В: Правильно. Посмотрите у меня в руках купюры разного номинала, они разного цвета и на них разные рисунки. А сейчас мы посмотрим мультфильм где Фиксики рассказывают « Как делают деньги?» (1,06с.)
В: Скажите, можно ли настоящие деньги изготовить самим?
Д: Нет.
В: Правильно. (особая бумага, особая краска, специальные средства защиты).
Дети, а что еще у меня лежит в кошельке кроме монет и купюр? (показывает содержимое кошелька)
Д: Карты...
В: Давайте спросим у Фиксиков как правильно пользоваться банковской картой ( Просмотр мультфильма «Банкомат») (56с)
В: Как вы думаете удобно пользоваться банковской картой?
В: Кто из вас самостоятельно пользовался банковской картой?
Д: Вместе с мамой, папой.
В: А где можно взять деньги ?
Д: Заработать.
В: Для чего нужны деньги?
Д:Совершать покупки. (оплатить услуги: д/с, квартплату, кредит, лекарства, кино... )
В: Предлагаю вам поиграть в игру «Что можно купить?» (Выходят из кинозала на ковер.)
Перед вами картинки, отберите те на которых изображено то, что можно купить за деньги.
А почему 4 картинки остались.?
Что нельзя купить за деньги?
Д: Дружбу, любовь, жизнь, здоровье.
В: Правильно, ребята, есть такие вещи, которые не продаются, не покупаются.
Сколько стоит ваша дружба?
Д: Нисколько
В: Она бесценна, совершенно верно.
Вот и закончилось наше путешествие в страну денег.
Я вас приглашаю снова стать в круг, друг другу улыбнуться и продолжить мое предложение «Сегодня я узнал ….»
В: Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы были настоящими путешественниками- исследователями. Давайте возьмёмся за руки и скажем:
«Мы ребята просто класс
Получилось всё у нас!»
В: Благодарю вас за работу, до новых встреч!